Художник не может и не должен бесстрастно фиксировать окружающие события или предметы. Личность автора проявляется в выборе тем и сюжетов, заявляет о своих предпочтениях цветовым настроем, обнаруживается в степени напряженности кисти, чувствуется в прорисовке деталей и просачивается сквозь технические приемы.
Образ автора проступает характерными особенностями, определяемыми как стиль художника. Уровень мастерства живописца и узнаваемый стиль часто позволяют нам предположить, а иногда и безошибочно определить, кто является автором картины.
Петер Мёрк Мёнстед, датский живописец
Солнечный свет на заснеженной лесной дороге, 1908 год. Частное собрание
Cena de inverno em Engadin (Detalhe), Зимняя сцена в Энгадине, 1914 год
Это не кадры, сделанные цифровым фотоаппаратом. Это работы датского живописца Петера Мёнстеда.
Пейзажи Мёнстеда приводят в изумление своей реалистичностью.Максимальная, ювелирная детализация, высочайший профессионализм и фантастическая наблюдательность — это и есть узнаваемый стиль П.Мёнстеда. Его работы украшают музеи Дании и многочисленные частные коллекции.
Тропинка в лесу, 1917 год
Солнечный зимний день, 1919 год
Исключительное мастерство позволяет предъявить зрителю почти очищенную от субъективного взгляда картину. Мы можем смотреть на произведение не через призму художника, не считывать его эмоции и не пытаться понять его настроение. Почти реальный пейзаж, сотворенный гением, чист от всего чужого. Как зеркало, он отражает наши чувства, наши мысли, помогая погрузиться в диалог со своим Я. Но кто скажет, что в них нет души мастера!
Лесная речушка
Названия многих картин даже не переведены на русский, у них нет описаний и подробных разборов в интернете. Большинство полотен вообще недоступны широкой общественности, поскольку находятся во владении частных коллекционеров. Но каждый, кто взглянет на эти произведения, понимает, насколько профессионально они выполнены.
Зимний лес с оленями, 1912 год. Частное собрание
Снег в подлеске, 1916 год
Почти все пейзажи Мёнстеда плотно заполнены деталями, все пространство картины чем-то занято. Наш взгляд, словно луч прожектора, выхватывает один за другим предметы, перемещаясь от крупного плана вглубь картины, снова на передний план в другой угол, вверх, к свету… Произведение можно долго рассматривать, оно раскрывается подобно бутону, обнаруживая новые и новые подробности.
Пейзаж с речушкой, 1897 год
Поток в Dyrehaven, 1904 год. Частное собрание
Справедливости ради нужно отметить, что не все пейзажные полотна Мёнстеда похожи на фотографии. Есть много интересных и талантливо выполненных картин, гораздо менее весомых с точки зрения вложенного труда и времени. Причем они датированы разными годами.
Обычно прогресс в живописи происходит постепенно, художник набирается мастерства, нарабатывая практику. У Мёнстеда же можно встретить в одни и те же годы картины, отличающиеся глубиной проработки и даже стилем.
Информация об этом живописце достаточно скудная, и эта особенность никак не объясняется. Известно, что Мёнстед был очень успешным и состоятельным художником. Его картины охотно покупали. Можно предположить, что исполнение пейзажей зависело от цены, которую готов был заплатить заказчик. В любом случае широкий диапазон его возможностей не вызывает сомнений.
Вид Borreso от Himmelbjerget, Дания, 1912. Частное собрание
Отражение весны, 1908 год
Река весной, 1914 год
Осень в березовом лесу, 1903 год. Частное собрание
Можно восхищаться светлым творчеством Мёнстеда со спокойной душой: судьба распорядилась справедливо, заслуженная слава досталась талантливому живописцу еще при жизни.