- Архитекторы, инженеры и строители все больше склоняются к тому, чтобы дружить с природой, а не мериться с нею силой.
- Bahrain World Trade Center (Манама, Бахрейн, 2008)
- Walt Disney Concert Hall (Лос-Анджелес, США, 2003)
- Agora Theatre (Лелистад, Нидерланды, 2007)
- Museum of Islamic Art (Доха, Катар, 2008)
- Mercury City Tower (Москва, Россия, 2013)
- The Shard (Лондон, Великобритания, 2012)
- Seattle Central Library (Сиэтл, США, 2004)
- Beijing National Stadium (Пекин, Китай, 2008)
- Harpa Concert Hall (Рейкьявик, Исландия, 2011)
- Metropol Parasol (Севилья, Испания, 2011)
- L’Agora, Ciutat de les Arts i les Ciencies (Валенсия, Испания, 2009)
- Aldar Headquar-ters Building (Абу-Даби, ОАЭ, 2010)
- Mercedes-Benz Welt (Штутгарт, Германия, 2006)
- Galaxy Soho (Пекин, Китай, 2012)
- Marina Bay Sands (Сингапур, 2010)
Архитекторы, инженеры и строители все больше склоняются к тому, чтобы дружить с природой, а не мериться с нею силой.
Bahrain World Trade Center (Манама, Бахрейн, 2008)
Первый в мире небоскреб с ветрогенераторами в конструкции создала британская мультинациональная компания Atkins. Две 240-метровые 50-этажные башни в виде парусов соединены тремя мостами, в которые интегрированы ветряки диаметром 29 метров. Турбины ориентированы в сторону Персидского залива, откуда чаще дует ветер. Конструкция башен такова, что в промежутке между ними поток воздуха ускоряется, и это дает максимальную загрузку турбинам. В результате здание на 15% обеспечивает себя электричеством.
Walt Disney Concert Hall (Лос-Анджелес, США, 2003)
Произведение крупнейшего американского архитектора-деконструктивиста Фрэнка Гери (он же автор музея Гуггенхайма в Бильбао) напоминает затейливый бумажный кораблик со множеством парусов. Неудивительно — архитектор увлекался парусным спортом. Большая часть внешних стен сделана из нержавеющей стали. Поначалу жители близлежащих домов и водители жаловались на слепящие солнечные блики. Чтобы смягчить эффект, стены подвергли особой шлифовке. Внутри — зал на 2252 места с превосходной акустикой и органом, фасад которого по дизайну рифмуется со зданием: трубы торчат во все стороны.
Agora Theatre (Лелистад, Нидерланды, 2007)
Многогранная конструкция голландского архитектора Адриана Гёзе похожа на космический корабль снаружи и калейдоскоп внутри. Внешние грани играют золотом, внутренние — окрашены в разные цвета и рождают оптические иллюзии. Создатели центра культуры уверены, что театр — это пространство за пределами реальности и обыденности.
Museum of Islamic Art (Доха, Катар, 2008)
Музей исламского искусства поселился в парке на искусственном острове. Здание словно пирамидка из детских кубиков, но с арками и окошками. Так китайско-американский архитектор Бэй Юймин интерпретировал традиционные мотивы исламской архитектуры.
Mercury City Tower (Москва, Россия, 2013)
Здание в деловом центре Москва-Сити побило рекорд лондонского The Shard и теперь является самым высоким в Европе (338,8 м). Небоскреб — плод совместного творчества двух архитекторов — американца Фрэнка Уильямса и русского Михаила Посохина. Башня в 75 этажей со сплошным панорамным остеклением поднимается вверх уступами.
The Shard (Лондон, Великобритания, 2012)
«Осколок» — стеклянная 87-этажная пирамида с обзорной площадкой на крыше. Внутри — жилые помещения, офисы, отель и рестораны. Итальянский архитектор Ренцо Пиано воплотил в проекте идею «вертикального города», где люди могут и жить, и работать, и отдыхать.
Seattle Central Library (Сиэтл, США, 2004)
Центральная библиотека снаружи выглядит как живописное нагромождение стеклянных платформ, затянутых в стальную сетку. Внутри — многофункциональное пространство в 11 этажей, соединенных пандусами и эскалаторами. Никаких лестниц.
Beijing National Stadium (Пекин, Китай, 2008)
Национальный стадион, называемый в народе «птичьим гнездом», был построен для проведения летних Олимпийских игр 2008 года. Бетонная чаша окружена переплетенными металлическими балками, которые держатся на 24 колоннах. Крыша из прозрачного материала защищает от дождя и солнца. Вместимость стадиона — 91 тыс. человек.
Harpa Concert Hall (Рейкьявик, Исландия, 2011)
Стальной каркас гигантского «айсберга в океане» покрыт, как чешуйками, разноцветными тонированными стеклянными панелями — в основном зелеными, а также синими, бирюзовыми, бежевыми. В них, как и задумано, отражаются город, небо, гавань. Это здание словно монумент на границе суши и моря, природы и искусства.
Metropol Parasol (Севилья, Испания, 2011)
Самое большое деревянное сооружение в мире раскинуло «шляпки» по старому центру города. Проект немецкого архитектора Юргена Майер-Германа под названием «Зонтик Метрополь» на самом деле представляет собой структуру из шести «зонтиков», больше похожих на инопланетные фантастические грибы. Автор вдохновлялся также сводами Севильского собора и фикусами на соседней площади Кристо-де-Бургос. «Под зонтиком» размещаются музей археологии, рынок и ресторан. По извилистым мосткам можно выйти на крышу.
L’Agora, Ciutat de les Arts i les Ciencies (Валенсия, Испания, 2009)
Произведение валенсийца Сантьяго Калатравы, представителя биотека (неоорганического направления в архитектуре), напоминает по форме сомкнутые ладони с переплетенными пальцами и одновременно сложенные крылья. С начала строительства здание параболической формы многими критиковалось за непрактичность, однако оно оказалось подходящим для проведения разных мероприятий — от теннисного турнира до Недели высокой моды. Многофункциональный объект занял достойное место в Городе искусств и наук рядом с планетарием в виде гигантского глаза и океанариумом в форме водяной лилии.
Aldar Headquar-ters Building (Абу-Даби, ОАЭ, 2010)
«Здание-монета» — так еще называют штаб-квартиру строительной компании Aldar. Проектируя сооружение, похожее на стоящую на ребре монету высотой 110 метров, архитекторы стремились выразить идею устойчивости, единства, рациональности. Они руководствовались принципом золотого сечения и вдохновлялись пентаграммой оккультиста Генриха Корнелиуса (фигура человека внутри круга).
Mercedes-Benz Welt (Штутгарт, Германия, 2006)
В основе дизайна Музея Mercedes-Benz — концепция «клеверного листа» — три перекрывающихся круга со смещенным центром. Внутри тоже все непросто: три выставочных этажа переходят один в другой по принципу «двойной спирали». В музее хранится около 700 автомобилей.
Galaxy Soho (Пекин, Китай, 2012)
Торгово-развлекательный центр — произведение британки иракского происхождения Захи Хадид. Архитектор вдохновлялась видом рисовых террас. Отсюда слои-этажи четырех округлых корпусов с плавными переходами между ними — нигде ни одного угла.
Marina Bay Sands (Сингапур, 2010)
Архитектор Моше Сафди рассказывает, что черпал вдохновение в колоде карт. Получились три небоскреба под общей крышей-террасой, похожей, в свою очередь, на изогнутую лодку. В «лодке» — 150-метровый бассейн, ресторан и парк с деревьями. По вечерам на крыше лазерное шоу.