Что такое штрих-код и зачем он нужен? Все мы, чаще или реже, но проходим в магазине через кассу, чтобы оплатить выбранные товары. И наверняка каждый из нас хоть раз да обратил внимание, как кассир освещает какие-то полоски на упаковке лучом из какого-то устройства и только потом называет сумму оплаты. В интернете вы можете почитать также, как можно купить штрих код и даже легко погуглить онлайн сервисы для создания штрих-кодов!
Полоски — это штрих-код, а устройство, испускающее лучи, — это сканер. Он считывает информацию со штрих-кода и передаёт её на экран кассового аппарата. Дело в том, что в больших магазинах и супермаркетах перечень товаров с информацией о каждом из них находится в памяти специального компьютера.
К этому компьютеру подсоединены кассовые аппараты, также представляющие собой специализированные компьютеры. Каждому товару присвоен уникальный номер, зашифрованный в штрих-коде. Сканер считывает этот номер со штрих-кода и передаёт его в главный компьютер, который извлекает из памяти и передаёт кассовому аппарату наименование товара и цену. Главный компьютер ведёт также учёт проданных и оставшихся товаров. Поэтому на упаковке каждого из купленных в магазине товаров (на пакете, бутылке, банке и т. д.) мы обязательно находим штрих-код.
Это своеобразный товарный знак, предназначенный для автоматического считывания. Каждый штрих-код является уникальным в мировом масштабе и содержит основную информацию о товаре. Штрих-код составляет главную часть автоматизированной технологии идентификации.
Идентификация (от латинского слова identifico — отождествлять) — это опознание неизвестного объекта по совпадению признаков с известным объектом; это процесс сравнения объекта с некоторым эталоном. Само слово «код» говорит о том, что в штрих-коде зашифрована информация об объекте (товаре, документе и т. д.). В России применяется в основном 2 вида штрих-кодов: 13-разрядные коды европейской системы EAN, введённые в 1986 г., и системы кодирования расчётных и платёжных документов, совместимые с EAN. Штрих-код состоит из ряда штрихов-линий различной толщины и промежутков между ними, а под этим рисунком указаны зашифрованные в штрих-коде числа арабскими цифрами. В системе EAN шифруется 13 цифр. Первые 2 цифры представляют собой код страны, следующие 5 цифр — код предприятия-изготовителя или продавца, далее 5 цифр — это код товара, и последняя — это цифра для контроля правильности сканирования. Штриховое кодирование было разработано ещё в 1932 году, а запатентовано в Америке в 1949 году Д. Вудмендом и Б. Сильвером.
Из всех способов автоматической идентификации штрих-кодирование приобрело наибольшую популярность из-за его простоты и небольшой стоимости расходных материалов — печатных средств, наклеек и ярлыков. Штрих-код наносится на транспортную и потребительскую упаковку отечественных или импортных товаров массового производства типографским способом или с помощью приклеиваемых (пришиваемых) этикетки, ярлыка и т. д. В большинстве случаев наличие штрих-кода на упаковке товара является обязательным условием его импорта и экспорта, а отсутствие штрих-кода может повлиять на конкурентоспособность продукции, её цену, затрудняет или делает невозможной её реализацию. Многие торговые организации отказываются принимать товары без штрих-кода.
Причина отказа заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штрих-кода экономически оправдывается только в случае, когда охватывает не менее 85% товаров или изделий. Использование штрих-кода, кроме передачи информации и идентификации объекта, выполняет ещё несколько дополнительных функций: — автоматическую идентификацию с помощью машиносчётных устройств (в основном — компьютеров); — автоматизацию контроля и учёта товарных запасов; оперативное управление передвижением товаров — отгрузкой, транспортировкой, складированием (производительность труда повышается на 30% и более); — ускорение и улучшение культуры обслуживания клиентов; — улучшение маркетинговых исследований (то есть исследования рынка).
Возможность массового применения штрих-кода особенно увеличилась тогда, когда началось бурное развитие компьютеризации и связанных с ней информационных технологий, широкое внедрение компьютеров в отрасли производства, транспортировки и торговли. Относительно штрих-кодов существует несколько заблуждений. Самым распространённым является мнение, что по первым двум-трём цифрам штрих-кода можно определить страну происхождения товара. На самом деле эти цифры указывают всего лишь на национальную организацию, в которой было зарегистрировано предприятие-изготовитель. К примеру, российское предприятие, поставляющее товар в Норвегию, на законных основаниях может зарегистрироваться там и использовать в штрих-коде номер этой страны.
А можно зарегистрироваться и в нескольких странах на том же основании. Согласно второму заблуждению, штрих-код может наносить только изготовитель товара. На самом деле преимущественное право принадлежит владельцу товарного знака (бренда), затем — изготовителю, затем — поставщику, если предыдущие лица или организации почему-то не захотели отметиться штрих-кодом. К примеру, на изготовляемых в Московской области и реализуемых в Москве бутылках кока-колы стоит бельгийский штрих-код, принадлежащий владельцу рецепта. Третье заблуждение — о том, что по штрих-коду можно узнать о потребительских свойствах товара — о фасоне, цвете, размере, сроке годности и т. д. Там ничего такого нет. Вся подобная информация хранится в электронном каталоге изготовителя, к которому у покупателей доступа нет.
И в виде «бонуса» — дизайнерские штрих-коды.
Привычное изображение штрих-кода может стать отличным маркетинговым ходом! Просто привычные изображения надо представить в непривычном виде. В подборке несколько изображений креативных штрих-кодов от японской корпорации D-barcode, от студий vanity barcodes, bar code revolution и других.
Несомненно, креативные штрих-коды – отличный способ повысить ценность бренда и таким образом привлечь внимание клиентов!
Вот мои самые любимые штрих-коды от дизайнеров!